В состоянии потока

Пишу о своей жизни: компьютеры и технологии, тексты и редактура, финансы, здоровье, поездки и путешествия, люди и события

План развития на год

Задание третьей недели занятий — составить план развития на год. Кажется, что это простое задание: берёшь осьминожку и пишешь, как будешь прокачивать каждое щупальце. Только вот у меня сразу возникла масса вопросов. Разберусь с ними в этом посте.

Для меня план развития — это то, что я собираюсь делать, чтобы улучшить свои навыки. Однако вопрос, который меня заставил задуматься, состоит в том, что именно следует включить в состав плана:

  • ограничиться теми навыками, для получения которых я учусь в Школе Редакторов;
  • добавить все навыки, которые я планирую освоить в течение года, включая совершенно не относящиеся к учёбе.

Логичным кажется вариант, что раз план — часть учёбы, то и включаю я в него то, что относится к ней. Но с другой стороны я планирую не просто учёбу, а свою жизнь. А это значит, что разумно было бы включить в план и всё остальное.

Я, например, планирую осваивать работу на финансовых рынках, раскрутить YouTube-канал и группы в соцсетях для одной из компаний, с которой сотрудничаю, придумать и сделать новые информационные продукты.

Но если изучение работы на бирже ещё можно включить в план развития, то раскрутка и инфопродукты — это часть моей работы. Я получаю за это деньги и стараюсь выполнить её хорошо. Поэтому включать работу в план развития кажется не совсем логичным.

Решено: в план развития добавляю лишь то, что прямо или косвенно относится к Школе и к тем навыкам, которые я включил в осьминожку. Иначе план рискует стать совсем необъятным.

 37   2 мес   школа редакторов

Моя осьминожка навыков

Сегодня восьмое марта. И хотя лейтмотив сегодняшнего дня — поздравление женщин с весной, я хочу написать на другую тему, тоже связанную с числом «восемь». Речь об осьминожке навыков — задании, которое дают на первой неделе обучения в Школе Редакторов Бюро Артёма Горбунова.

Что такое осьминожка?

Осьминожка — это метафора, которая описывает набор навыков каждого конкретного студента Школы. Этот набор каждый определяет самостоятельно и рисует в виде целеустремлённого осьминога с большой головой и множеством щупальцев — на самом деле их может быть как больше, так и меньше восьми. Главное, чтобы этот набор содержал навыки, которые вы планируете прокачать в течение какого-то времени. Например, в течение обучения в Школе Редакторов.

Но просто набором навыков дело не ограничивается. Чтобы развиваться, нужно понимать, где вы находитесь сейчас и куда хотите прийти. Уровень текущего развития навыков показывается длиной щупальцев, интенсивностью окраски или каким-то другим способом. И конечно, нужно найти способ показать целевые значения этих навыков.

Моя осьминожка выглядит вот так:

На её рисование ушло около двух часов. Рисовал в Affinity Photo. Это практически полный функциональный аналог фотошопа, но его можно просто купить один раз, никакой подписки.

Далее разберу навыки, которые включил в свою осьминожку и постараюсь понять, насколько адекватно оценил свой уровень развития по каждому из них. Для оценки я использовал 10-балльную шкалу.

Текст и редактура

Я оценил свои текущие навыки в 6. Это чуть выше среднего уровня. Я много лет работаю с текстами, а последние 4 года практически не занимаюсь ничем другим. Постоянно изучаю литературу по теме, прохожу различные курсы, читаю рассылки и блоги людей, которым доверяю. Понимаю, что не так в конкретном тексте, какие задачи он решает, а какие нет, что можно и нужно сделать для того, чтобы его улучшить.

В то же время я понимаю, что предела совершенству нет, и если начинает казаться, что ты достиг вершины мастерства, пора получше приглядеться к самому себе. Поэтому учиться, учиться и ещё раз учиться. Понимать текст, чувствовать текст, самому стать текстом. Прокачиваю навык. Условно пусть целью будет 8.

Переговоры

Текущая оценка — 5, целевая — 7. Мне постоянно приходится заниматься переговорами. Самые трудные — с женой и младшим сыном. Они мастерски добиваются своих целей, всегда имеют в голове миссию, с которой вступают в процесс. Я человек мягкий и лучше всего из рекомендаций Кэмпа мне удаётся «невпорядковость».

Конечно, я немного лукавлю. За 16 лет работы руководителем отдела мне приходилось проводить много переговоров как с поставщиками услуг, так и с коллегами и руководством. Сначала добиваться своего и отстаивать интересы было сложно. Но постепенно миссия и задачи, которые требуется решить, стали естественной частью процесса. А изучение книг Кэмпа помогло понять, что вин-вин на самом деле утопия, как я всегда подозревал. Это иллюзия для начинающих продаванов, но никак не то, к чему имеет смысл стремиться.

Типографика и вёрстка

Текущая оценка — 6, целевая — 8. Моя трудовая карьера началась в издательстве, потом я работал в нескольких газетах верстальщиком. Можно сказать, что базовые полиграфические правила и принципы вёрстки впитал в процессе изучения Aldus/Adobe PageMaker и Corel Draw.

На самом деле, конечно же, я продолжал изучать это направление, по книге «Типографика и вёрстка» Артёма Горбунова, по книге «Редактируем дизайном» Уайта, по материалам других авторов. Как и в случае с редактурой я понимаю, что совершенству нет предела, что технологии развиваются, подход к вёрстке меняется, что кроме бутстрапа есть масса других фреймворков. В общем, двигаюсь дальше.

Организованность

Текущая оценка — 5, целевая  — 8. Допускаю, что многие знакомые не согласятся с текущей оценкой, но организованность — тот случай, когда лучше недооценить навык, чем переоценить.

С одной стороны, я действительно изучил очень много книг по личной эффективности, управлению порядком, тайм-менеджменту и прочей подобной литературы. С другой — в своей жизни я применяю не так уж много из прочитанного. Просто потому, что многие из этих методик просто не ложатся на моё мироощущение.

Я считаю свои навыки в этой сфере довольно средними и хочу прокачаться, стать более организованным. Надеюсь, что 16 недель обучения в Школе помогут мне научиться более чётко планировать множество моих дел так, чтобы успевать к дедлайнам.

Управление и результаты

4 → 7. Этот навык я понимаю как умение доводить начатое до конца либо принимать решение о том, чтобы бросить проект, не оставляя ничего в недоделанном, зависшем или неопределённом состоянии. У меня чаще, чем хотелось бы, получается именно так. Итог — недописанные книги, нерегулярные публикации в блогах и сложности с реализацией длительных проектов из-за утраты интереса к ним.

Хочу научиться сохранять интерес на протяжении длительных проектов и доводить начатое до конца, получать запланированный результат, управляя своими ресурсами.

Уверенность

3 → 7. Мне всегда не хватало уверенности, даже если со стороны так не кажется. Я имею в виду внутреннюю убеждённость в том, что ты делаешь всё правильно, что твоё знание в данной ситуации поможет решить проблему, добиться цели.

Парадокс Даннинга-Крюгера, синдром самозванца — всё это про меня. Когда я по просьбе знакомой редактировал совершенно жуткого качества статьи и интервью, написанные «профессиональными журналистами», у меня не выходила из головы мысль о том, что нельзя, просто стыдно называть себя профессионалом и выдавать такой не то, что посредственный, а просто дичайший результат. И так в очень многих вещах.

Смелость

4 → 6. Смелость — продолжение уверенности. Иногда мне приходят в голову очень интересные идеи или поступают предложения принять участие в потрясающих проектах. Но из-за недостатка смелости я не берусь за них. Меня переполняют сомнения, парализующие творческую активность и веру в себя. Кажется, что если я разберусь с этим, у меня получится сделать значительно больше интересного и полезного.

Выступления

2 → 6. Можно сказать, что у меня нет опыта публичных выступлений. Хочу научиться этому.

Публикации

3 → 6. Я написал множество статей. Они опубликованы в серьёзных изданиях, которые я уважаю. Но при этом моего авторства там нет. Хочу изменить эту ситуацию и писать статьи от своего имени.

Интерфейс

3 → 7. Я написал кучу программ, но в основном уделял внимание качеству кода, а не тому, как они выглядят. Такая же история была, когда я начал делать сайты. Потом до меня стало доходить, что я делаю что-то не так, я стал изучать доступные материалы по дизайну интерфейсов. Дошёл до книги Ильи Бирмана и понял, насколько много мне нужно изучить, чтобы хоть на чуть-чуть приблизиться к пониманию того, как сделать красиво и удобно.

Важное замечание

Моя осьминожка содержит те навыки, которые я планирую улучшить благодаря Школе Редакторов. В ней нет других направлений, которые я тем или иным образом развиваю — физической формы, владения английским языком, книг, которые я хотел бы дописать, языков программирования, веб-технологий и многого другого. Причины тому вот в чём:

  • В каждый момент жизни приходится выбирать, чем стоит заниматься именно сейчас. И если вариантов слишком много, рискуешь застрять на стадии выбора.
  • Если пытаться заниматься слишком многим, не получится уделять каждому навыку достаточно ресурсов, ведь время и силы ограничены. В итоге получится, что ты чуточку знаешь кучу разных вещей, но никакой так и не овладел на должном уровне. Широкий кругозор вместо профессионализма.

To be continued

Как говорил Филипп Друкер, планы не имеют значения, а вот планирование — бесценно. Следующим шагом после осьминожки должно стать планирование шагов, которые помогут в развитии этих навыков. Иначе всё так и останется очередным списком недостигнутых целей или нерешённых задач.

 23   2 мес   школа редакторов
 27   5 мес   вода   здоровье
Ранее Ctrl + ↓